|
|
«Качество жизни зависит от качества мыслительных процессов. Сегодня возникла острая необходимость воспитывать в наших детях, учениках потребность в самостоятельном мышлении, в желании взять ответственность за свою жизнь, за жизнь своих близких, за жизнь своего народа, своей страны. Для этого необходимо научить их уважать тех людей, которые помогают им получить знания, умения на их жизненном пути....»
Васильева Л.Л.
|
|
|
|
|
-
Статьи автора тренинговых программ Васильевой Лидии Львовны
Родительское собрание
Классный руководитель раздает родителям «пряники».
Ваш ребенок не умеет вести себя на уроках, получает замечания. И соответственно, «двойки за поведение».
Что делал ученик? Крутился? Что-то спрашивал у соседки по парте, отвлекал ее?
Так спокойно сделай ему замечание на уроке: «Коля, смотри в свою тетрадь». Попроси не отвлекаться, а то снова прослушает задание. Просто произнеси его имя. Зачем это записывать в дневник, зачем ставить «2»? Он что, злостный хулиган? Запись в дневнике делается, когда учитель не справляется с ситуацией и нужна помощь родителей. В данном случае ситуация под контролем учителя. Не может навести порядок на уроке, не умеет решать организационные вопросы? Так это его проблема. Зачем это демонстрировать родителям и ученикам? У нас пятибалльная система. И если у учителя так много времени на уроке (делает подобные записи в дневнике) или на перемене (готовиться к следующему уроку, видимо, не надо), то пусть вспомнит, что есть отметки «3», «4».
Зачем выравнивать всех детей под «двойку»? Чтобы боялся? Да он не будет бояться, привыкнет и перестанет реагировать. Почему-то времени у классных руководителей не хватает на то, чтобы поставить за поведение «5», написать в дневнике, что ученик – умница, заступился за одноклассника, что очень старался на уроке, помог подготовить класс к уроку. Я просмотрела десятки дневников, и ни в одном не увидела записей, которые бы повысили самооценку ребенка. Похвала стимулирует ребенка к желанию всегда быть на высоте. Вызови одного, второго в конце недели к доске, похвали, обрати внимание одноклассников на то, какие хорошие рядом сними друзья, просто дети. Особенно в отношении тех детей, которые в силу каких-то причин «не приняты» в коллективе.
Учителя! Через 10, 20, 30 лет мы все вспоминаем своих преподавателей? Как вспомнят Вас? Что о Вас скажут? Почувствуют благодарность, что жизнь преподнесла им такой подарок, как Марь Ванна? Или вычеркнут из памяти?
Классные руководители! Порекомендуйте родителям вклеить для переписки с Вами развернутые чистые листы в конец ученического дневника. Не увлекайтесь красным цветом. Вы с родителями и детьми не на ринге, вы союзники, и цель одна – помочь детям в их нелегком ученическом труде, научить их учиться, самостоятельно добывать знания, побудить интерес к познавательной деятельности.
- Вы обратили внимание, что у Вашего сына снова «двойка» по музыке? На этот раз он забыл тетрадь.
Отметки ставятся за знания, умения, навыки. Учитель должен поставить отметку за работу на уроке и напомнить, чтобы не забывал тетрадь. Зачем писать в дневник?
-Вы заглядывали в тетрадь по математике? Ваш сын не умеет оформлять записи, я вынуждена ему ставить «двойки».
Научить оформлять записи – обязанность преподавателя. Подчеркнуть, где допущены ошибки в оформлении, чтобы ученик знал, на что обратить внимание. В крайнем случае, за неправильное оформление записи можно снизить отметку, но оценить работу ученика на тот балл, который он заслужил. Ребенок не бездельничал, он работал. Да, не все получается, так ведь этому есть объяснение: он пришел в школу, чтобы его научили. И оформлять записи в том числе. Если бы наши дети все знали и умели, школы можно было бы закрыть.
- Ваш не успевает выполнять задания вместе со всеми. Итог Вам известен.
Как быть с тем, что дети по типу нервной системы разные? Следовательно, одни ученики, выслушали задание, тут же склонили головы и приступили к его выполнению. Другим требуется дополнительное время, пусть 5-10-15 секунд, чтобы понять, что от них требуется, найти алгоритм выполнения. Скорость мыслительных процессов, оперативность мышления напрямую зависят от типа нервной системы.
Ученик не успел выполнить задание в полном объеме не потому, что не знает, а в силу особенностей восприятия. Его мозгу нужно другое время на то, чтобы опознать информацию, понять, записать, сохранить, запомнить, да еще и на ее базе найти оптимальное решение. Это нельзя не учитывать, в противном случае 11 лет жизни ребенка превратим в сплошной стресс. Продолжительный стресс вреден для гиппокампа, так как повышение гормона кортизола расстраивает работу произвольной памяти. Замкнутый круг: загоняем учеников в стресс, а потом требуем качественно запоминать информацию. Интеллектуальные ресурсы активизируются только при наличии положительных эмоций. Мое твердое убеждение: педагог должен знать физиологию.
Есть ли выход из этой ситуации в условиях 28-35 учеников в классе? Конечно. Подбирать задания по объему разные: ученики А,Б,В – сделать 3 столбика; Г,Д,Е – 2 столбика. А,Б,В – подчеркнуть грамматическую основу во всех предложениях; Г,Д,Е – в 3 первых. Вариантов множество. Было бы желание учителя поступать с чужими детьми так, как он хотел бы, чтобы поступали с его собственными.
- Ваш опять пришел на урок физкультуры без чешек, учитель отстранил его от урока и поставил «2».
Учитель не имеет права отстранять ученика от урока без веских оснований – это первое. Без согласования с завучем – это второе. Ставить отметку за наличие-отсутствие спортивной обуви – третье.
- Вы дома не выполняете задания с ребенком по устным предметам. Он это делает на переменке.
В дневнике этого ученика за этот урок за домашнее задание стоит «5». Начинаю разбираться. Ежедневно в дневнике записи красной пастой. То бегал на перемене, то прыгал, то обидел девочку (оказывается, не смог словами добиться, чтобы отстала, и оттолкнул, а учитель не стала разбираться: ты девочка – ты права, ты мальчик – значит, ты не прав. Даже не дали объяснить, почему оттолкнул). Родители сына попросили, ты повторяй домашнее задание на перемене, чтобы не попадать в такие ситуации. И в первый же день ребенок не вышел из класса, а открыл учебник и стал повторять стихотворение. Учитель попросила дневник и, не задавая вопросов, сделала подобную запись. Лучше всякого анекдота. Зачем демонстрировать родителям, что ты предпочитаешь функции надзора, не испытываешь потребности разбираться по справедливости. Зачем обобщение – «не выполняете»?
Если учитель оценивает уровень подготовки за столь короткое время на высокий балл, то честь и хвала этому ученику, а его в очередной раз заклеймили позором.
И так из собрания в собрание, из года в год. Родители выслушивают учителя и молчат. Никому из них в голову не приходит не согласится с мнением преподавателя. А то, что зачастую учитель не умеет видеть причинно-следственные связи, расставлять акценты, не умеет любить чужих детей, не имеет права учить родителей, как надо воспитывать, в голову не приходит. А если и приходит, то предпочитают, сами воспитанные этой системой, промолчать: не сделать бы худа своему ребенку. Тем самым они делают из преподавателя монстра, которым тот не является. Незнание психологии, неумение связать причину и следствие; нехватка времени на то, чтобы в каждой конкретной ситуации разобраться; непонимание того, что ребенок всегда прав – и все.
К среднему звену родители под любым предлогом начинают «прогуливать» собрания: ничего нового и хорошего уже не ждут. В старших классах на собрания ходит половина.
Когда родители обращаются за советом, я всегда начинаю с вопросов: «Сколько у Вас детей, один, двое? Всегда ли у Вас хватает времени разобраться в каждом конкретном случае, что случилось, что лежит в основе поведения, поступка Вашего сына, дочери? Не бывает ли желания отмахнуться, потому что Вы устали, Вам некогда, нет желания?» Выслушав ответы, объясняю, что у учителя учеников 25-35, да еще порой за день проходит по 3-4 класса.
Совет мамам и папам. Какой бы сложной ни была ситуация, вы не должны отмалчиваться, прятаться. В каждом конкретном случае идите к учителю, пытайтесь разобраться, найти точки соприкосновения, прийти к общему решению. Вы своих детей знаете лучше. Время другое, дети другие, и без вашей помощи с ними, умными, начитанными, требовательными справиться трудно. Помогите учителю. Разговаривайте с детьми с позиции взрослых, разумных людей. У них нет жизненного опыта, чтобы понять, где черное, где белое. Вы должны оставаться эмоционально стабильными, чтобы не усугубить отношения между учителями и учениками. Помогая учителю, вы помогаете своим детям. Научившись уважать учителей, они будут уважительно относиться и к вам.
-
Я родом из «века каменного»
«Единственный непростительный грех - не читать книг».
Иосиф Бродский
Я родом из «каменного века». Помню черные тарелки-радио, первую магнитолу, первый телевизор. В те годы мы считались самой читающей нацией. Читали все. Читали всё. Тянулись к классике. Купить книги было невозможно. И мы ходили в библиотеки. Так как отвлекающих факторов было меньше - по субботам театр, изредка поход семьёй в кино – мы читали запоем. Это был единственный способ познакомиться с окружающим миром, почувствовать колорит той или иной эпохи. В 10 лет я услышала от библиотекаря: « Девочка, мне нечего тебе предложить, ты прочитала всё». Речь не о том, что я так много читала, а о том, как бедны были наши городские библиотеки.
Мне очень повезло в жизни - страсть к чтению совпала с профессией - я учитель русского языка и литературы. 22- ой год являюсь руководителем «Школы скоро-чтения и управления информацией».
Наблюдаю за своими учениками. Люди моего поколения и чуть моложе сохранили на всю жизнь любовь к чтению. Молодежь – от 25 до 40 – читают в основном только то, что необходимо по работе. А это не вызывает умственного напряжения, не ведет к развитию. Многие авторы для них незнакомы.
Сегодня вряд ли кому придет в голову назвать нас читающей нацией. Детективы, любовные романы, ужастики не в счет. Чтобы развить хороший вкус к литературе, научиться думать, надо читать поэзию, вернуть нашу классику - Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Мельникова-Печорского и других авторов.
Подмена чтения техническими новинками приводит к тому, что большая часть детей, которых приводят к нам на обучение, на первоначальном этапе имеют крайне низкий темп чтения. Это причина, а следствие - низкая степень обучаемости. Техника - компьютер, телевизоры, современные игрушки - уничтожают в детях способность думать, принимать решения, приучают к пассивному усвоению информации. Что ещё поставить в вину этим новомодным игрушкам? Дети привыкают к дракам, крови, спокойно" убивают". Это причина, а следствием явилось то, что разрушены основы человеческого общежития. Жизнь другого человека неприкосновенна. Этому надо детей учить с пеленок. Чтобы потом не задавать самим себе вопрос, отчего же они такие. Сила человеческого духа - честь, совесть, доброта, внутренняя потребность в истине – даются только воспитанием.
Вспоминаю наши мультфильмы - умные, светлые, добрые. Они учили детей сопереживать, развивали эмоциональную сферу, а с ней связана память. Современные дети считают эти фильмы скучными. Активная мыслительная деятельность, стремление к познанию развивают и совершенствуют человеческую память. «Растительный» образ жизни наших сегодняшних детей, напротив, способствует ее затуханию.
От того, как мы читаем, зависит рост интеллектуального, нравственного, культурного развития и человека, и общества, наши успехи в любой деятельности. На мой взгляд, мы вплотную подошли к точке невозврата. С каждым днем читающих, а соответственно и думающих людей становится все меньше.
Так и хочется сказать: «Люди добрые, начните читать. Другого способа научиться думать, самоидентифицироваться нет. И не будет! («Если люди самоидентифицируются, мы не сможем манипулировать ими», - заявил на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Греф Г.О.).
-
Вокруг меня
Интервью Васильевой Лидии Львовны 18.03.2013 E1.ru
Статистика показывает: суициды среди детей в нашей стране возросли на 37%. Во многом это обусловлено серьезно возросшей нагрузкой на ребят и нежеланием взрослых прислушаться к ним.
15-20 лет назад у первоклассников в первой четверти было три урока по 30 минут, сейчас нагрузка у дошколят четыре-пять уроков. Они физиологически к ней не готовы. Все это вызывает физическое и умственное переутомление, снижение иммунитета. Продолжительный стресс приводит к повышению уровня кортизола и, как следствие, повреждается область мозга, которая называется гиппокамп: он не может противостоять длительному стрессу.
К стрессу малыша приводит неправильно организованный учебный процесс и активное взаимодействие с техническими игрушками с раннего детства. Привыкая к пассивному усвоению информации, дети не могут «включиться» на уроках. Речь идет не о нежелании, а именно об отсутствии возможности.
Даже мы, взрослые, с нетерпением ждем конца рабочего дня. При этом детей загоняем в школу на целый день. Неважно, уроки или продленка, он должен держать себя – и там, и там – в определенных рамках. Обездвиженность, отсутствие возможности расслабиться, побегать для ребенка хуже любого наказания. Дети не должны воспитываться в состоянии страха, постоянно ожидая замечания: «не поворачивайся, не разговаривай, не мешай». А дело не в ребенке. Дело в учителе. Если учитель владеет материалом, умеет увлечь ребятишек – никто никогда не повернется, все будут ловить каждое слово учителя, побоятся что-нибудь пропустить. Совет родителям: не развешивайте уши, когда раз за разом вам жалуются на детей. Вы со своими обязанностями на работе справляетесь сами? А учитель почему с ними не справляется и постоянно демонстрирует свое нежелание находить общий язык с детьми и прибегает к вашей помощи? Вы должны быть к своим детям не только требовательны, но и доброжелательны. Вы – стена, за которой ребенок чувствует себя защищенным. Разобраться – да. Помочь – да. И не доверять мнению чужого человека: учитель, который постоянно жалуется, стремится вашими руками свести с ребенком счеты – чужой, и я не буду ему доверять.
-
В моей жизни
Интервью Васильевой Лидии Львовны 18.03.2013 E1.ru
Мне часто задают вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Существует традиционный родительский взгляд на готовность ребенка к школе – это знание окружающего мира, умение читать, считать, отвечать на вопросы. Максимум внимания родителями уделяется именно этой составляющей. Ребят начинают «натаскивать» на учебу. Итог такой работы предсказуем – отвращение к школе, к самому процессу обучения.
Педагогическая подготовленность должна основываться на фундаменте зрелости структур мозга, ребенок должен постепенно учиться работать с информацией, т.е. уметь применять различные алгоритмы, классифицировать, группировать, структурировать, перекодировать на язык собственных мыслей. Последнее очень важно, т.к. многие учителя требуют отвечать на вопросы на уровне лексики текста. Если задание – ответить на уровне текста – такой подход оправдан. Но увлекаться этим не стоит – перекодировка информации обучает ребенка думать. Чем лучше мозг кодирует информацию, тем лучше запоминает.
Подготовительные курсы своей целью должны ставить не «натаскивание» детей, а развитие их мозга. Учителя должны заниматься с детьми осознанно, четко представляя, для чего выполняют с детьми то или другое упражнение, какие блоки головного мозга включаются у ребенка, за что они отвечают. Эти знания позволяют подготовить детей к дальнейшему обучению в школе. И ни ученики, ни родители, ни учителя не будут попадать в стрессовую ситуацию.
Научить ребенка мыслить ясно, осваивать вновь поступающую жизненно важную информацию, организовать целенаправленно свою деятельность, регулировать процессы мышления и поведения – само по себе это не приходит, так как у малыша должна безотказно работать операционная система, расположенная в передней части мозга. У детей с активной операционной системой мозга результаты всегда выше.
Ясности мышления и высокой скорости чтения способствует домашняя тренировочная работа. Родители должны знать, как помочь детям, как проконтролировать их работу. Без такого сотрудничества высоких результатов не добиться. Чтобы помощь родителей была эффективнее, надо родителям показать отдельные виды упражнений.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.?Если мы хотим помочь своим детям освоить какие-то умения и довести их до уровня навыка, нужно ежедневно проводить с ними небольшие по объему упражнения.
При низкой технике чтения, которой обладают дети, необходимо 30-40 минут, чтобы прочитать коротенький текст. Это очень трудная для ребенка работа. Подобный подход подавляет у ребенка желание читать. Лучше тренировку проводить по 5-7 минут. Пересказ обязателен. Эффективность такой тренировки выше, чем чтение в течение длительного времени за один прием.
2. По максимуму ограничить взаимодействие с техническими игрушками. Я постоянно пишу о том, какой вред наносят они детям.
Вверх страницы |
|
|
|